Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Подарок c дыркой

[18.05.2019 / 12:15]

Традиции оригинального вязания по-бурятски понемногу уходят в прошлое. Сейчас нет необходимости создавать одежду из продукции подсобного хозяйства, и поэтому мало осталось тех мастериц, кто вечерами из большого мешка с овечьей шерстью вытягивает тонкие нити и сматывает их в клубок. Раньше из таких ниток вязали для всей семьи носки и рукавицы - шагээбшэ и соботхо (или осботхо). Изделия получались тёплыми, толстыми и мягкими, спасали от зимних ветров и морозов.

Сведения о народных промыслах, уходящих в историю, собирают и сохраняют для потомков специалисты Иркутского областного Дома народного творчества. В очередной этнографической экспедиции в сёла Корсук и Гаханы Эхирит-Булагатского района побывала Лидия Мельникова - она готовит к публикации очередной сборник о самых разных видах рукавиц и носков, которые изготавливали и носили на территории Иркутской области.

Многие взрослые жители сёл и посёлков бывшего УОБАО помнят, что в детстве сами носили носки и варежки из непрядёной овечьей шерсти, заботливо связанные крючком бабушками или мамами. И сами умеют создавать такие вещи, и овец держат и стригут, просто время диктует другие условия, другую моду. Одежда для рук и ног, купленная в магазине, сшитая из ткани или даже связанная из промышленной шерсти, на бурятском языке называется совсем по-другому - бээлэй и оймхон.

Зачем нужны носки без пяток

В селе Корсук мастериц, хорошо помнящих ремесло своих предков, пригласили в культурно-информационный центр поделиться знаниями и умениями с экспедицией. Вероника Амарова - одна из немногих, кто до сих пор по вечерам с удовольствием готовит всё новые клубки для вязания.

- Сейчас мало кто вяжет такие носки да рукавицы, я вот своим внукам да соседка моя своим, - рассказывает Вероника Амарова, жительница села Корсук Эхирит-Булагатского района. - Даже дети в садике удивляются: говорят, что такие носки носят только бабы Веры внук, Артурка, и Светланы Петровны внучка - Валерия.

- Раньше наши мамы начинали вязать носки летом, когда шли дожди, - вспоминает своё детство Светлана Булытова, директор МКУК «Культурно-информационный центр МО «Корсукское», - чтобы успеть до холодов для всей семьи сделать, чтобы выстирать и на солнце высушить как следует. Выжимали, скручивая в трубочку, чтобы сильно не садились. Вещи толстые получались, сохли долго.

- Для начала работы берём нестираную шерсть, распушаем её, мусор стараемся вычистить, - поясняет Вероника Марковна. - Вытягиваем из неё нить, чуть подкручиваем и сматываем в клубок. Кто-то вяжет сразу из мешка, но мне так неудобно. По толщине нити и определяется, насколько хороша шерсть: чем тоньше тянется, тем лучше. Затем набираем петли, прикидываем на руку, прибавляем 5-6 на усадку и вяжем полустолбиками без накида. Начинаем снизу, первые два-три круга вяжем за заднюю стенку, чтобы получилась отделка другим узором, затем продолжаем за переднюю.

Для пятки на носках и пальца на варежках оставляли дырки соответствующего размера, затем их вкруговую довязывали сколько нужно.

- Новорождённым детям вязали без пяток и без пальца и, чтобы не слетали, сверху просто надевали бельевую резинку, - добавляет руководитель кружковой работы центра Виктория Барташкина. - Вязали без пяток носки и в многодетных небогатых семьях, чтобы как можно больше членов семьи с разным размером ноги могли их надевать - кто на охоту, кто по дрова.

- А нам в детстве вязали носки с добавлением цветной полоски, - вспоминает Светлана Булытова, - причём не выбирали, ввязывали тот ирис, что был. Вот у меня была красная полоска, а у сестры - жёлтая.

- У меня даже часть такого носка сохранилась - добавляет Вероника Амарова. - Когда на пятке образовывалась дырка, её отстригали, чтобы сэкономить и время, и шерсть, а к голяшке привязывали новую подошву.

Крючки как память о бабушках

В селе Гаханы местом встречи этнографической экспедиции и мастериц стала библиотека. Здесь сразу особой темой разговора стали крючки. В большинстве случаев перед вязанием крючки выстругивали из щепки, обычно сосновой, реже - берёзовой или лиственничной. Сосна - материал ломкий, и инструменты получались одноразовыми.

В семье Марии Борисовны Алексеевой сохранился железный крючок свекрови - короткий, загнутый, с намотанной на конце полоской сыромятной кожи, чтобы удобнее лежал в руке и не натирал ладонь.

- После войны я приехала в Эхирит-Булагатский район работать учительницей, вышла замуж, и вот свекровь Сысык Ходоевна научила меня вязать, - вспоминает Мария Борисовна. - Она сидела вечерами, и я за ней повторяла. Своим детям вязала носки, а для варежек ещё на швейной машинке строчила верхонки, чтобы сверху надевали. Просто вязаные быстро пачкаются да рвутся - не навяжешься: работы-то много физической, за скотом ходили. За тканью для верхонок в город ездили.

Сейчас у Марии Борисовны 8 внуков, 4 правнука. В силу своего возраста пенсионерка уже не может вязать для них рукавицы и сокрушается, что пока никто из них не захотел научиться вязанию по-бурятски.

У библиотекаря Вероники Мотошкиной тоже сохранился бабушкин крючок - из лучевой кости или барана, или свиньи, точно не известно. За много лет работы его так отполировали, что он даже блестит.

- Я в детстве ходила в носках и варежках, связанных этим крючком, - говорит Вероника Михайловна, - а сейчас он хранится как семейная реликвия у мамы в шкатулке. Раньше я тоже свою семью обвязывала, сейчас это ремесло как-то подзабылось.

В Гаханах, в отличие от Корсука, многие вяжут варежки не снизу, а сверху - тогда мысок получается не острым, а плоским. И называют их не соботхо, а осботхо.

- Начинаем вязать с небольшой цепочки воздушных петель, её не соединяем, а по кругу обвязываем и по бокам петли прибавляем сколько нужно, - делится женщина. - Я мужу такие варежки вязала, когда хотела его поразить своими умениями. Важно ещё, чтобы уже стираные рукавицы были свободны - тогда и руке теплее, и работать удобнее.

«Крышку» не дарят

Есть в Гаханах и иной способ вывязывания носков для младенцев: полотно вяжут с носка по кругу, потом поперёк привязывают голяшку - получается удобная пинетка с пяткой. И времени много не занимает.

- Для детей ничего нельзя за один вечер ни сшить, ни связать, - строго замечает Октябрина Алексеевна Хинхаева.

- И дарить новорождённым ни чепчики, ни шапки нельзя: отверстием вниз считается «крышкой», а приносить можно только то, что дыркой наверх - к небу, к солнцу, носки, например, или пинетки, - добавляет Антонина Николаевна Буйнова. - Ребёнку расти надо здоровеньким. Мы до сих пор в это верим. А если, например, вы своей подруге хотите подарить шапку, которую сами сшили или связали, то она в ответ должна дать вам символическую копеечку.

Носки за ночь

- В 90-х, когда жили нелегко, а дети были маленькими, пришлось вспомнить, как моя мама вязала мне из овечьей шерсти, - рассказывает Вероника Харбанова, директор ОГБУК «Усть-Ордынский национальный центр народного творчества». - А как-то муж на охоту собрался, хватился - тёплых носков нет, а утром уезжать. И я ему за ночь носки связала. Забыла, как пятку делать, вспомнила по ходу дела. Выстирала быстро с мылом, на полено натянула и к печке поставила, чтобы высохли до утра. А мама меня учила, что стирать изделия из овечьей шерсти нельзя хозяйственным мылом - только порошком, иначе они сильно сваливаются. А тогда не то что порошка стирального - шампуня не достать было.

После разговора с жителями Корсука и Гахан, многие, вспомнив на практике былые умения, решили вернуться к подзабытому вязанию по-бурятски.

- Шерсть есть, вязать умеем, время найдём, - воодушевились женщины.

 

Ольга Игошева

Копейка

 
вверх